А.А. Тишков: «Сколько ученые ни предупреждали и ни предупреждают об аномальных паводках на реках, все равно строители идут в пойму, осваивают новые территории, продают участки, строят, забывая страховать жилье от паводков. Это и есть причина ЧС. Не вода наступает на поселения, а человек, забывая об опасности, идет к ней навстречу. Наводнений происходит на каждой реке тысячи, любой участок поймы от истоков до устья реки возьми. Но если там нет жилья, то это не ЧС. А если город или поселок начинает осваивать низкую пойму, как на реке Лене или на реке Амур, то происходят катастрофы. Например, построили город Ленск, а там выше по течению из-за ледяных заторов сток подпрудило, вода поднялась, и смыло город. При этом на реке Лене сотни мест, где паводки очень высокие, но там нет человека, его поселений. Когда человек начинает осваивать пойму без защиты от паводков и по глупости или по умыслу, экономя средства, например, начинает строить и продавать участки земли и жилье, не страхуя его, получается то, что происходит в Орске, Оренбурге и то, что сейчас начинает происходить в Кургане. Сегодня такая ситуация не только на Урале. Вопрос стоит, например, с низовьями реки Дон. Все считали, что она мелеет, а тут весна 2024 года и угроза затопления некоторых районов Ростова-на-Дону и других поселений.
А.А. Тишков: Пойма, конечно, очень привлекательна для застройки, хозяйственного освоения, создания элитных поселений «у воды» и СНТ, особенно в степных регионах. Но решать вопрос о том, строить или не строить, должны в первую очередь ученые-гидрологи, которые вам скажут, где пойма заливается ежегодно, где раз в 20 лет вода может подняться на 9 метров, а где раз в 100 лет — на 11 метров, и поэтому строить нельзя. Яркий пример — река Амур, где в 1983 году сильно пострадала городская застройка Хабаровска. Ученые давали соответствующие рекомендации – где строить, а где нельзя. Четко обозначили уровни поймы, которые осваивать нельзя. Не послушались! И через десятилетия все повторилось, и ущерб миллиардный для страны, а ответственные не несут наказания. Не природа в данных случаях выступает врагом и основным негативным фактором, а человек и его бесхозяйственность».
МК: Как можно предотвратить подобного рода разрушения во время паводков?
А.А. Тишков: Ежегодно заседает паводковая правительственная комиссия. Я несколько раз наблюдал, как это происходит. Выполняйте ее рекомендации по защите поселений! Первый самый главный вывод: это должен быть механизм постоянно действующий с мониторингом, контролем и соответствующими выводами. Второе — можно пойти по принципу китайцев, которые там, где уже все застроено и никуда не деться, строят мощные защитные сооружения. В крупных китайских городах река отделена от всей городской среды соответствующей по высоте (даже десятиметровой) дамбой, и там серьезного ежегодного ущерба благодаря этому нет. Третий — кадровые решения. Если человек не умеет слушать ученых, не хочет обращаться к академической науке или гидрологам из Гидрометеослужбы, значит, он не заботится о своей территории, своем городе и людях. И, конечно же, нужно прекратить это безобразие с продажей земель и строительством на низких уровнях пойм. Оставьте ее для природы!
Интервью размещено на сайте новостного портала «Московский комсомолец». https://mk-ru.turbopages.org/mk.ru/s/social/2024/04/15/otnosyat-mebel-na-vtoroy-etazh-kurganskaya-i-tyumenskaya-oblasti-zhdut-navodneniya.html